Сочинение на тему: Над чем меня заставил задуматься рассказ «Кавказский пленник»? (5 класс)

Знаменитое произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» рассказывает о военных событиях на Кавказе во второй половине XIX века. В этот период времени между Россией и Кавказом шла война. Писатель был непосредственным участником данных боевых действий, которые и легли в основу многих его произведений.

Л.Н. Толстой подчеркивает мысль, что не бывает такого понятия, как «плохая» или «хорошая» нация. Автор призывает читателей с уважением относиться абсолютно ко всем людям. Главными персонажами в рассказе являются два русских офицера – Жилин и его друг Костылин, в чьих говорящих фамилиях автор вкладывает некую мысль. Например, фамилия Жилин была производной от слова «жила», которая обозначала сильного, выносливого человека. А изделие из дерева под именованием «костыль» является исключительно только лишь опорой и порой обузой своему владельцу. Таким образом, и в рассказе Костылин постоянно мешал Жилину. Например, благодаря Костылину побег из плена не получился у Жилина.

Рассказ учит всегда оставаться человеком, помогать товарищам в сложные моменты жизни и никогда не сдаваться и находить выход из сложного положения. Герой Жилин является волевым человеком, он смог включиться в жизнь аула и положительно расположить к себе своих врагов. Жилин не просит помощи у матери, как это делает Костылин, который только и надеется на выкуп. Костылин не только остается в татарском плену, но и в плену своих внутренних негативных качеств.

Всё творчество Л.Н. Толстого передает взаимоотношения людей разных народов. Читая рассказ «Кавказский пленник», невольно задумываешься о дружбе, о жизни для других. К такому выводу приходит и маленькая Дина, пообщавшись с пленным Жилиным, который был вдвое старше нее и чужим по национальности.


Сочинение на тему: Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», 5 класс

(2 вариант)

Известно, что знаменитый русский мыслитель и писатель Лев Николаевич Толстой преподавал в сельской школе для крестьянских детей, которую он организовал в своем имении. В небольших рассказах и повестях, написанных Толстым для детей, всегда стоят важные нравственные вопросы, а его книги – это учебники жизни, формирующие мировоззрение ребенка.

В произведении «Кавказский пленник» речь идет о непростых военных событиях покорения Кавказа – Кавказской войне. Почему была эта война? Зачем? За что? Наверное, это объяснить юному человеку сложно. Но он хорошо понимает, что жертвы были с обеих сторон: горцы защищали свои дома и хоронили своих родных, и русских жестоко убивали и брали в плен для получения выкупа. Народы разводят ни религиозные верования и ни национальные особенности, у всех ценится доброта, мастеровитость, смелость. Горянка Дина помогает Жилину бежать. Страшно подумать, какое ее ждет наказание, но она жалеет своего друга – русского офицера, которого решено убить. Поэтому нет в этой войне хороших и злодеев. Войны начинают правители, а страдают простые люди. Л.Н.Толстой по своим убеждениям является пацифистом, и его взгляды находят отражение в книгах, даже для детей.

Еще один важный момент, о котором невольно думаешь: кто добивается успеха – тот, кто действует и полагается только на себя, или тот, кто покорно ждет своей участи и верит, что его спасут. Жилин рассчитывает только на себя: вначале он поверил Костылину, но в момент схватки с горцами увидел, как тот пустился в бегство – « ружье уезжает» – думает Жилин про трусливого товарища, который надеется спастись. Очутившись в яме, Жилин рассчитывает на свою смекалку, на свои силы, он осматривает окрестности, помогает жителям аула, занимается мелким ремонтом и даже мастерит для детей глиняные фигурки, приручает собак, а ночью роет подкоп для побега. Жилин хорошо понимает, что старушка мать никогда не найдет деньги для выкупа. Костылин же, напротив, рассчитывает на помощь родных и покорно ждет. Жилин не бросает своего приятеля, он берет его с собой и даже тащит на себе изнеженного Костылина, потому что тот не может идти – об острые камни разбиты ноги.

Первый побег оказался неудачным, пленники вновь в яме-колодце ждут своей участи. Жилин не оставляет мысли о побеге – выбор у него небольшой: попытаться вырваться или погибнуть. Костылин же окончательно впал в уныние и ждет выкупа.

Жилин успешно бежит к своим. Он свободен благодаря своему уму, смелости, расчетливости. Он добился желаемого своими силами. Вера в себя и вера в людей, в дружбу помогли ему.

Как видим, можно о многом подумать, а главное, многому научиться, читая книги Л.Н.Толстого.

Сочинение на тему: Над чем меня заставил задуматься рассказ «Кавказский пленник»? (5 класс)

читайте также:

Сочинение на тему «Жилин и Костылин в плену», 5 класс

Сочинение на тему «Жилин и Костылин – разные судьбы», 5 класс


Поделиться: